Реформа нефтяной отрасли: какой шаг важен Казахстану

26 января 2025

Эксперты назвали ключевую проблему для привлечения инвестиций в нефтяной сектор.

Аналитический центр Halyk Finance прокомментировал опубликованный 17 января проект приказа министерства энергетики с предложением отойти от государственного регулирования цен на нефтепродукты. По мнению аналитиков, для привлечения инвестиций в нефтедобычу и нефтепереработку необходимы другие подходы, передает inbusiness.kz.

Как сообщалось, в пресс-релизе к приказу минэнерго приведены объяснения причин такой рыночной реформы.

В частности, в пресс-релизе отмечается следующее:

"Разница в ценах на бензин АИ-92 достигает от 40% до 138% по сравнению с соседними странами, на дизельное топливо – от 20% до 79%. Это провоцирует дефицит, невозможность модернизации отрасли, вывоз топлива за границу посредством различных нелегальных схем. В этой связи министерство энергетики переходит к политике устойчивой модели ценообразования. Она направлена на создание рыночного баланса между спросом и предложением, исключение дефицита топлива, стимулирование модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, создание новых рабочих мест и привлечение долгосрочных инвестиций".

При этом приводится пояснение, что правительство не допустит резкого роста цен на топливо.

"Мы неоднократно упоминали серьезную проблему привлечения частных долгосрочных инвестиций в разведку и добычу нефти, а также в нефтепереработку в Казахстане. После существенного объема завершенных инвестиций (48 млрд долларов) в проект расширения добычи на месторождении Тенгиз новые инвестиции в разведку и добычу нефти заметно сократились. По нашему мнению, ключевой проблемой привлечения инвестиций в этот сектор экономики является требование государства для недропользователей, осуществляющих разведку и добычу нефти, об обязательной продаже нефти на внутренний рынок по довольно низкой цене", – пишет советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов.

По некоторым оценкам, цена закупа сырой нефти на внутреннем рынке примерно на 55-70% ниже экспортной вследствие политики по субсидированию внутренних цен на топливо за счет прибыли недропользователей. При этом, по словам самих недропользователей, условия государственных контрактов с частными инвесторами по разведке и добыче нефти часто не соблюдаются и постоянно происходят попытки увеличить долю сырой нефти, поставляемой на внутренние рынки по низкой цене. Такая же ситуация происходит в секторе разведки и добычи газа, что сильно снижает инвестиционную привлекательность нефтегазовой отрасли страны.

"Мы считаем, что реформы по отмене государственного регулирования цен на нефтепродукты необходимо дополнить самой главной мерой – отменой требования государства для недропользователей об обязательной продаже нефти на внутренний рынок по низкой цене (ниже рыночной). Это позволит сделать нефтяную отрасль Казахстана привлекательной для частных долгосрочных инвестиций. В целом это также позволит привлечь инвестиции не в экспорт сырой нефти и газа, а в экспорт нефтегазовых продуктов высокого передела, что будет означать рост диверсификации экономики", – говорится в аналитической записке.

Также аналитики считают, что либерализация регулируемых цен должна происходить не постепенно, а одномоментно. Прежде всего это связано с тем, что приток частных инвестиций (включая рост рыночного долгосрочного кредитования со стороны банков) в нефтяной и газовой отрасли страны будет ограничен без паритета внутренних и экспортных цен на сырую нефть и газ. Постепенное увеличение внутренних цен означает, что в этот период частные инвестиции будут оставаться нерентабельными, а из-за постепенного роста социального напряжения будет большая вероятность остановки поэтапной либерализации цен.

"Касательно роста социального напряжения, что часто является основным барьером по либерализации цен в стране, хочется отметить следующее. В декабре Всемирный банк опубликовал отчет по оценке бедности в Казахстане, в котором был сделан, по нашему мнению, правильный вывод относительно субсидирования топлива и коммунальных услуг в стране за счет средств бюджета. В то время как существенные государственные средства тратятся на то, чтобы эти блага были более доступными для нуждающейся части населения, а объем таких субсидий в 2021 году составил 2,8% к ВВП, основными бенефициарами парадоксально становятся именно более обеспеченные домохозяйства. Это означает, что такие огромные бюджетные средства расходуются неэффективно, на самом деле не поддерживая бедных, и что их отмена может помочь сэкономить и перенаправить их на действительно необходимые меры по повышению социальной справедливости и социальной защиты домохозяйств", – отмчает Мурат Темирханов.

10 мая 2024 года был опубликован вдохновляющий указ главы государства "О мерах по либерализации экономики", который определял следующие основные направления: по дальнейшей либерализации экономики, по масштабному и ускоренному сокращению доли государственного сектора в экономике, по совершенствованию условий, обеспечивающих честную конкуренцию на рынках независимо от формы собственности и так далее. Меры по отмене государственного регулирования цен на нефтепродукты осуществляются в рамках данного указа.

По мнению аналитиков HF, указ "О мерах по либерализации экономики" является крайне важным документом целеполагания по разгосударствлению и либерализации экономики Казахстана, и он должен стать основой для подготовки всех стратегических документов развития. К сожалению, на данный момент указу не было посвящено ни одного заседания правительства, а также не проведена разъяснительная работа для прессы, экспертов и всей общественности. Уже наступили сроки исполнения по многим пунктам указа, однако в публичном поле нет отчетов об их исполнении.

Источник: inbusiness.kz


Наши цены

АЗС

БЕНЗИН 200 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 295 тг/литр

Нефтебаза

БЕНЗИН 187 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 345 тг/литр
Наши цены

ТОО «Бертыс-Мунай» имеет железнодорожный тупик, оборудованный сливной эстакадой верхнего и нижнего слива на 6 ж/д цистерн, системой насосов и технологических трубопроводов

Резервуарный парк для хранения осветленных нефтепродуктов имеет в своём составе:

  • РВС-2000 — 2 шт.
  • РВС-1000 — 4 шт.
  • РГС-75 — 16 шт.
  • Всего вместимость 9200 тонн

Наливная эстакада для заливки ГСМ в бензовозы любых марок и вместительности. Заливка трех видов топлива одновременно. Установлена автоматическая система налива на все виды топлива.

Нефтебаза расположена в 5-ти км от города Балхаш и в 2-х км от трассы Астана - Алматы. Имеется подъезд по дороге с твердым покрытием.

Услуги
11 марта 2025, вторник
Qazaq Oil расширяет франчайзинговую сеть: в планах привлечение 22 новых партнеров
подробнее...
1 марта 2025, суббота
КазМунайГаз рассчитывает на увеличение доли в Тенгизском месторождении
подробнее...
15 февраля 2025, суббота
Дочка КазТрансОйла запросила стимулирующий тариф на перекачку нефти
подробнее...
5 февраля 2025, среда
СРП-контракты должны быть продлены на обновленных, выгодных для страны условиях – Токаев
подробнее...
26 января 2025, воскресенье
Реформа нефтяной отрасли: какой шаг важен Казахстану
подробнее...
Новости
Адрес: 100304 Казахстан
г. Балхаш,
ул Агыбай-Батыра 99/1
ТОО «Бертыс-Мунай»
Телефон/Факс: +7(71036)70366
Сот.:
+77772233000
+77770730003
E-mail: bertys-mynai@mail.ru
Отгрузочные реквизиты: Ст. Балхаш-1 Сары-Аркинской ж/д
Код станции: 677506
Ж/д код: 8352, ж/д тупик №56
Код ОКПО: 39406818
Банковские реквизиты: ТОО «Бертыс- Мунай»
БИН: 201240002816
ИИК: KZ846017091000036401
АО «Народный Банк Казахстана»
БИК: HSBKKZKX
КБЕ 17
Свидетельство по НДС серия 30001
№ 1013078 выдано 08.12.2020 г.


Контакты