США выставили на продажу 15 миллионов баррелей нефти из стратегических запасов

27 октября 2022

Кризис на топливном рынке в виде ежегодного дефицита ГСМ можно решить только посредством свободного ценообразования, считают отраслевые специалисты.

Состояние топливного рынка обсуждалось в программе "Время говорить" на Atameken Business. Автор программы Данил Москаленко попросил гостей студии оценить текущее состояние в части обеспеченности топливом.

"Кризисных моментов на рынке розничной торговли мы не наблюдаем", отметил генеральный директор Qazaq oil Тулемис Шотанов.

"Если условно в конце августа начале сентября действительно был очень большой ажиотаж, были проблемы с дизельным топливом, то сегодня ситуация стабильная, реализация у нас идет без каких-либо ограчений. И не только у нас, и у всех остальных участников рынка", сказал он.

Данил Москаленко:

Но если мы каждый год это испытываем, каждый год находимся в этой пиковой нагрузке, почему нам в целом не решать эти вопросы? Почему страна, которая по запасам нефти на лидирующих позициях, все-таки переживает эти топливные кризисы?

Тулемис Шотанов – генеральный директор Qazaq oil:

"Здесь мнение у всех однозначное, у всех участников рынка: пока не будет свободного ценообразования, как вы знаете, цены на топливо у нас сегодня зарегулированы, так вот, пока не будет свободного ценообразования, самое главное, пока у нас не будет паритета цен с сопредельными государствами, к сожалению, периодически есть угроза того, что подобные инциденты будут повторяться. Дело в том, что диспаритет цен он напрямую влияет на большие перетоки. Естественно, если в России цена на дизельное топливо в два раза дороже, чем у нас, то понятное дело, что все транзитные фуры предпочитают заправляться в Казахстане и вывозить большие объемы".

Подобное положение дел эксперты называют эффектом "дырявого ведра", когда, сколько ни производи, все равно будут происходить перетоки. В этом году во время очередного топливного кризиса правительство приняло решение о приоритетном обеспечении ГСМ автозаправочных станций и сельхозпроизводителей. Это позволило решить вопрос, но, опять-таки, только до следующего сезона пиковых нагрузок, когда возникнет очередной дефицит топлива. По мнению эксперта нефтегазового рынка Ерлана Жаукина, на диспаритет цен с сопредельными странами еще накладывается недостаточность внутреннего производства.

Ерлан Жаукин – эксперт нефтегазового рынка:

"На сегодня на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе выгоднее производить мазут и реализовывать его на экспорт, чем производить бензин или дизельное топливо. То есть на сегодня мы столкнулись с таким диспаритетом цен на внутреннем и на внешних рынках, что элементарно производить светлые нефтепродукты невыгодно".

Данил Москаленко:

Что делать правительству? Те же депутаты, когда критикуют, говорят, что это не проблема АЗС, это системный и глубокий кризис, который нам надо как-то решать

Ерлан Жаукин – эксперт нефтегазового рынка:

"Если говорить о проблемах потребления, то в Казахстане на сегодня объемов дизельного топлива недостаточно, чтобы обеспечить внутренный рынок плюс транзитный поток, возросший за последние два года. Если сравнивать в Казахстане потребление дизельного топлива в 2019 и 2021 годах, то рост потребления дизеля составляет порядка 27%. Это не коррелируется с темпами роста экономики страны. Фактически можно смело утверждать, что рост потребления дизеля у нас связан с ростом транзитного потенциала страны

При этом для потребителя, который не вникает в рыночные процессы, важны качество топлива и доступная цена. Поэтому государству данный вопрос надо решать системно и постепенно готовить переход к единому энергорынку стран ЕАЭС, который заработает в 2025 году. Хранение же топлива частными компаниями не вариант для устранения кризисных явлений".

Тулемис Шотанов – генеральный директор Qazaq oil:

"На сегодняшний день ни одна розничная компания не сможет, к сожалению, выполнить эту функцию. Вот у нас 27% доли рынка, но если говорить о хранении, то наши возможности по хранению составляют 117 тысяч кубов, притом что страновой уровень более чем 1 млн 800 тысяч кубов. Соответственно, наша доля на рынке примерно составляет 6%. Это говорим мы о себе, у нас 12 собственных нефтебаз, а всего по Казахстану свыше 300 нефтебаз. Понятно, что есть возможности госматрезерва, может быть, это поможет слегка облегчить ситуацию. Но в целом говорить о том, что если прибегнуть к хранению топлива частными компаниями и тем самым преодолеть кризис, это заблуждение".

Ерлан Жаукин – эксперт нефтегазового рынка:

"Для того чтобы в пиковый сезон – июнь, июль, август – зайти подготовленными, запасы нужно формировать в ноябре-декабре. А за счет чего формировать запасы, если объемы внутреннего производства не покрывают потребностей внутреннего рынка? Соответственно, это только импорт продукции с территории сопредельных стран. Но мы опять-таки приходим к диспаритету цен. Бизнесу формировать сегодня запасы за счет импорта невыгодно. Это однозначно минусовая сделка. Купить топливо, например, по 500 тенге за литр, чтобы потом продавать его в РК по 260 тенге?"

Источник: tengrinews.kz


Наши цены

АЗС

БЕНЗИН 200 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 295 тг/литр

Нефтебаза

БЕНЗИН 187 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 345 тг/литр
Наши цены

ТОО «Бертыс-Мунай» имеет железнодорожный тупик, оборудованный сливной эстакадой верхнего и нижнего слива на 6 ж/д цистерн, системой насосов и технологических трубопроводов

Резервуарный парк для хранения осветленных нефтепродуктов имеет в своём составе:

  • РВС-2000 — 2 шт.
  • РВС-1000 — 4 шт.
  • РГС-75 — 16 шт.
  • Всего вместимость 9200 тонн

Наливная эстакада для заливки ГСМ в бензовозы любых марок и вместительности. Заливка трех видов топлива одновременно. Установлена автоматическая система налива на все виды топлива.

Нефтебаза расположена в 5-ти км от города Балхаш и в 2-х км от трассы Астана - Алматы. Имеется подъезд по дороге с твердым покрытием.

Услуги
15 апреля 2024, понедельник
Почти на 15% дорожает нефть за I квартал 2024 года
подробнее...
5 апреля 2024, пятница
Нефтяной рынок на перепутье: ОПЕК+, ФРС и геополитика
подробнее...
24 марта 2024, воскресенье
Минэнерго РК предлагает запретить на полгода вывоз сжиженного нефтяного газа, пропана и бутана
подробнее...
16 марта 2024, суббота
В Казахстане готовят реформу налогообложения нефтяных компаний
подробнее...
9 марта 2024, суббота
Германия просит увеличить поставки нефти из Казахстана до 2 млн тонн
подробнее...
Новости
Адрес: 100304 Казахстан
г. Балхаш,
ул Агыбай-Батыра 99/1
ТОО «Бертыс-Мунай»
Телефон/Факс: +7(71036)70366
Сот.:
+77772233000
+77770730003
E-mail: bertys-mynai@mail.ru
Отгрузочные реквизиты: Ст. Балхаш-1 Сары-Аркинской ж/д
Код станции: 677506
Ж/д код: 8352, ж/д тупик №56
Код ОКПО: 39406818
Банковские реквизиты: ТОО «Бертыс- Мунай»
БИН: 201240002816
ИИК: KZ846017091000036401
АО «Народный Банк Казахстана»
БИК: HSBKKZKX
КБЕ 17
Свидетельство по НДС серия 30001
№ 1013078 выдано 08.12.2020 г.


Контакты