Кривошеев о ценах на бензин: Сейчас можно говорить о 200-210 тенге за литр

21 октября 2019

Мы будем вынуждены пройти этот путь. Это поэтапное сближение цен с нашими соседями.

Экономический обозреватель Денис Кривошеев поделился с Zakon.kz своим мнением относительно планируемого подъема стоимости акциза на бензин в два раза.

Сегодня стало известно, что с 1 декабря 2019 года повысят акцизную ставку на автомобильное топливо и соответственно цена акциза за литр бензина возрастет на 10 тенге. Вот что по этому поводу сказал министр национальной экономики Руслан Даленов: "Сегодня в каждом литре бензина есть акциз, он составляет 8 тенге. Это очень мало – в других странах почти половину стоимости бензина составляет акциз". При этом министр попытался связать повышение налогового изъятия с растущими тратами на социальные нужды: "Как вы знаете, бюджетные расходы выросли солидно, в том числе социальные обязательства, в республиканском бюджете расходы на социальную сферу уже превышают 45%. Естественно, нужна бюджетная консолидация, в том числе путем фискальной функции акцизов".

За комментариями мы обратились к экономическому обозревателю Денису Кривошееву, который еще несколько месяцев назад прогнозировал такой бюджетный маневр и давал четкое объяснение, почему нет выхода, как поднимать цены на топливо.

- Все, что сказал Даленов, только отчасти верно. Ситуация с низкими ценами на бензин уже год выглядит, как попытка заигрывания с населением. И это после трех девальваций. Возможно, власти решившиеся на аукцион невиданной щедрости, повышать изъятия до поры до времени не решались в связи с электоральным периодом, но в конечном итоге, низкие налоги и акцизы - это хорошо для стран с низким уровнем ответственности и социального обещания. Казахстан официально сделал "левый поворот" и за него должен кто-то заплатить. Два миллиона получателей адресной социальной помощи, развернутые программы социального строительства и прочие "ништяки", кто будет платить за них? И это при том, что идет бесконечный рост зарплат бюджетников, пособий и пенсий. При этом налоговая база сокращается как естественным путем из-за затухания предпринимательской активности, так и за счет оптимизации налогового кодекса. И этот процесс бесконечный, - говорит Кривошеев.

Спикер так же отметил, что государство - это баланс между собранными деньгами и потраченными:

- Если бы в свое время не было принято решение разделить налоги реального сектора и добывающего, и часть последнего передавать в Нацфонд, то, возможно, вопросов бы и не было. Это был бы большой переполненный котел, и мы бы и представления не имели, как плохо мы работаем. На сегодня две трети бюджета это трансферты. Огромная часть бизнеса в тени и акцизы становятся единственным способом справедливого изъятия. О чем впрочем я писал несколько месяцев назад. Хотим социальное государство – платим много налогов. И повышение акциза на мизерные 10 тенге - это только первый шаг. Очень часто нам рассказывают, какие высокие пособия в России, как разнятся пенсии, есть материнский капитал и множество других социально ориентированных мер, так вот все это оплачивается благодаря, в том числе, адским налогам. Например, 20 процентов НДС вместо 12, как в Казахстане. Акциз на топливо в районе 50 тенге. Этот список можно продолжать.

На вопрос о том, можно ли сказать, что повышение акцизов можно связать в данном случае только с социальными тратами, Кривошеев сказал следующее:

- В основе первого этапа в череде повышения ставок акцизов лежит несколько факторов. Первый, рост социальных трат, я уже об этом сказал. Второй, гармонизация налоговой политики стран участниц ЕАЭС, ну и, как следствие, ответ на приграничный беспредел, который сейчас сложился в Казахстане. Ну и третий, когда в России очередной раз подняли налоги, а у нас после реконструкции НПЗ впервые в истории случилось перепроизводство можно было точно спрогнозировать, что все приграничные районы охватит бензиновая лихорадка и на контрабанде начнут зарабатывать. Когда разница в ценах на заправках достигла сто тенге за литр, стало очевидно, что это золотая жила. Доход с перевезенных в Россию тысяч литров составлял от 40 до 60 тысяч тенге. За месяц "топливные муравьи" с тоннажной тележкой могли поднимать до полутора миллионов тенге, без налогов, без серьезных вложений, разве что интеллектуальных, ведь придумать как незаметно вывозить все больше и больше топлива, нужно много хитрости.

И действительно, Канат Бозумбаев в своем заявлении для СМИ сказал следующее: "Больше ничего вывозить из этой страны дешевого - ни бензина, ни дизельного топлива, ни другого нефтепродукта - нельзя будет. Ни в одну из стран".

- И добавил, что Минэнерго, Комитет государственных доходов и КНБ будут принимать меры, и бензин можно будет вывозить только автомобильным транспортом в заводских баках и дополнительно 20-литровой канистрой. Если честно, очень запоздалая мера, но лучше поздно, чем никогда . О том, что нужно с незаконным вывозом топлива хоть как-то бороться, я начал писать и говорить еще в прошлом году и то, что если население почувствует возможность заработать на этом, и сильно включится в процесс, борьба с контрабандой будет встречать сопротивление. Кто в здравом уме откажется от дохода в миллионы тенге? И тогда же сам ответил на этот вопрос, что сценарий с таможенниками и пограничниками не пройдет, - рассуждает экономист.

Кривошеев пояснил, почему. По его мнению, это породит лишь коррупцию, но не решит проблему, по его мнению, нужно выравнивать цены.

- Да, это будет больно, как и все, я так же вожу машину и наслаждаюсь дешевым топливом. Но коль уж встал вопрос о росте социальных трат, то нужно быть готовым за это платить. Так устроена экономика всего мира. Нельзя с одной стороны скрываться всей страной от налогов, а с другой обеспечить нуждающихся в помощи. Чтобы без последствий бороться с перекосом цен, нужно цены выравнивать. Никто не призывает к унификации, но чем меньше разрыв, тем менее логичным становятся занятия контрабандой, - говорит Кривошеев.

И в конце он заострил внимание еще на одном аспекте.

- Низкие цены на бензин стимулируют компании к чистому экспорту нефти. Бизнес всегда ищет рентабельность, и если ее нет, то входить в процесс нет смысла. Государство хоть и не регулирует цены на топливо, но на самом деле активно вмешивается в ценообразование через регулирование цен на услуги НПЗ, или ограничение объемов экспорта. Бензин и правда стоит слишком дешево, если в 2018 я писал о 185 тенге, то сейчас можно говорить о 200-210 тенге за литр. Это около 55 центов, что чуть выше некой средней цены для страны, при этом в России сегодня бензин стоит 290 и никто не возмущен, как и не возмущены в Европе, где акциз и прочие налоги в топливе из 2,5 евро – 1,7. Уже тогда было понятно, что и мы, и Россия будем стремиться к верхней планке 70 центов за литр, если вы помните, такая цена была при курсе 120 тенге за доллар. Была она и больше, - считает спикер.

И, действительно, Канат Бозумбаев в своих комментариях СМИ, как и его коллега Даленов, говорит, что дешевый бензин - хорошо для потребителя, но со временем в Казахстане цены на ГСМ будут такие же, как и в России.

- Мы будем вынуждены пройти этот путь. Это поэтапное сближение цен с нашими соседями, - резюмировал Кривошеев.

Источник: zakon.kz


Наши цены

АЗС

БЕНЗИН 150 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 192 тг/литр

Нефтебаза

БЕНЗИН 137 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 199 тг/литр
Наши цены

ТОО «Бертыс-М» имеет железнодорожный тупик, оборудованный сливной эстакадой верхнего и нижнего слива на 6 ж/д цистерн, системой насосов и технологических трубопроводов

Резервуарный парк для хранения осветленных нефтепродуктов имеет в своём составе:

  • РВС-2000 — 2 шт.
  • РВС-1000 — 4 шт.
  • РГС-75 — 16 шт.
  • Всего вместимость 9200 тонн

Наливная эстакада для заливки ГСМ в бензовозы любых марок и вместительности. Заливка трех видов топлива одновременно. Установлена автоматическая система налива на все виды топлива.

Нефтебаза расположена в 5-ти км от города Балхаш и в 2-х км от трассы Астана - Алматы. Имеется подъезд по дороге с твердым покрытием.

Услуги
17 февраля 2020, понедельник
Минэнерго РК: Белнефтехим ведет переговоры о поставках нефти с NCOC, KPO, ТШО И Total
подробнее...
11 февраля 2020, вторник
Нефтяная тройка раскрыла планы. Что будет дальше?
подробнее...
31 января 2020, пятница
НЕФТЯНАЯ СФЕРА КАЗАХСТАНА ПОЛУЧИТ БОЛЕЕ $57 МЛРД ИНВЕСТИЦИЙ
подробнее...
20 января 2020, понедельник
Сколько принесли экономике Казахстана три нефтегазовых кита
подробнее...
10 января 2020, пятница
Впервые за 50 лет Кыргызнефтегаз открывает новое месторождение газа
подробнее...
Новости
Адрес: 100304 Казахстан
г. Балхаш,
Станция Балхаш-1
ул. Привокзальная, 7
Нефтебаза ТОО «Бертыс М»
Телефон/Факс: +7 (71036) 9-21-13
+7 (71036) 9-20-89
Сот.:
+7 (777) 223 3099
+7 (777) 073 00 03
E-mail: bertys_m@mail.ru
Отгрузочные реквизиты: Ст. Балхаш-1 Сары-Аркинской ж/д
Код станции: 677506
Ж/д код: 8352, ж/д тупик №56
Код ОКПО: 39406818
Банковские реквизиты: ТОО «Бертыс М»
РНН: 302 500 002 077
БИН: 010740003883
ИИК: KZ05826MOKZTD2001516
в АО АТФ Банк г. Караганда
БИК: ALMNKZKA
КБЕ 17
Свидетельство по НДС серия 30001
№ 0012210 выдано 01.12.2009 г.


Контакты