Тяжелая казахстанская нефть стала востребованной у переработчиков

11 февраля 2019

Как ни странно, но сланцевый бум в США играет на руку казахстанским нефтедобытчикам. Тяжелая, с большим содержанием серы нефть становится востребованной на рынке нефтепереработки. Ведь американские НПЗ вложили миллиарды долларов инвестиций для модернизации заводов под дешевую тяжелую нефть, а американские сланцевики добывают слишком высококачественную.

Наличие на рынке большого количества американской нефти не радует американских нефтепереработчиков. С разрастанием сланцевого бума выяснилось, что перерабатывающая отрасль не готова проглатывать весь объем добываемого сырья для переработки. Просто потому, что заводы не приспособлены к сырью, содержащему малое количество серы, оказалось, что техасская сланцевая нефть по своему составу больше относится к категории “легкой”.

На протяжении многих лет, когда основная масса сырья на рынке представляла собой так называемую легкую нефть, относительно простую в переработке по причине незначительного количества примесей и серы, НПЗ были настроены на выработку ГСМ из этого сырья. Но когда завели речь о скорой исчерпаемости этой легкой нефти, переработчики начали перенастройку своих производств под тяжелую нефть. Тяжелая нефть поддается переработке с трудом, это высоковязкая жидкость, обладающая повышенной плотностью. В таких сортах нефти в значительно большем количестве, чем в легкой нефти, присутствуют смолисто-асфальтеновые вещества, азот-, хлор-, кислород- и серосодержащие соединения, а также металлы. Поэтому и переработка сырья, очистка его требуют гораздо более финансово затратного и технологически сложного процесса, чем переработка легкой нефти. Так, тяжелую нефть нужно разбить на фракции, затем методом крекинга крупные углеводороды разбивают на малые, потом обратный процесс. И так, замещая, переставляя, объединяя части углеводородов, добиваются нужного результата. То есть нужного продукта на выводе. Каждый из этапов процесса требует определенных катализаторов, определенной температуры, технологии отвода газа. В общем, чем сложнее процесс, тем сложнее оборудование под него. И перестроить сложное оборудование под тяжелую нефть на переработку легкой - значит, затратить еще одну (и немалую) порцию финансов.

То есть нефтепереработчики на протяжении последнего десятилетия активно перестраивались под тяжелые сорта, ожидая, что сланцевая нефть из Пермского бассейна также будет соответствовать признакам тяжелой и супертяжелой нефти (то есть еще более вязкой и насыщенной примесями, включая серу). Однако выяснилось, что содержание серы в техасской нефти не столь высокое, как настроенное оборудование. Причем не только на американских НПЗ. Поэтому на мировым рынке сложилась уникальная ситуация: избыток легкой высококачественной нефти и дефицит тяжелой, пользующейся наибольшей популярностью в переработке.

Дефициту этому способствует кризис в Венесуэле, которая добывает один из самых тяжелых сортов нефти в мире. Кроме того, наложенные недавно Вашингтоном санкции против Каракаса и Тегерана сокращают рынок тяжелой нефти для американских переработчиков - они просто не могут их импортировать. И вынуждены в срочном порядке искать новых альтернативных поставщиков. Это хорошая новость для Ирака и Саудовской Аравии, которые не успевают догонять американцев в наращивании добычи легкосернистой нефти, но перекачивают большое количество тяжелых нефтепродуктов.

Но, с другой стороны, договоренности ОПЕК+ сокращают объемы добычи в таких странах, как КСА и Россия, что в целом снижает предложение на рынке низкокачественной сырой нефти. “На реальном рынке сохраняется напряженность из-за нехватки высокосернистой нефти”, - отметила главный аналитик Energy Aspects Ltd. по нефтяному рынку Амрита Сен.

При этом трейдеры считают, что в ближайшее время дисбаланс между спросом и предложением лишь усилится из-за дальнейшего сокращения добычи в ОПЕК: Саудовская Аравия предупредила, что в феврале она еще больше снизит производство. И это при том, что экспорт саудовской нефти в США упал практически до минимума почти за десятилетие.

“Из-за сокращения добычи ОПЕК нехватка высокосернистой сырой нефти сохранится”, - прокомментировал ситуацию Алекс Берд, занимающийся поставками нефти в трейдинговом гиганте Glencore Plc.

Такой нарастающий дефицит может сыграть на руку казахстанским нефтедобытчикам. То, что всегда подавали как минус нефтяной отрасли страны (тяжелая нефть стоила намного дешевле на рынке, чем легкие сорта), сегодня становится плюсом. То есть наше черное золото увеличивает свою популярность на рынке и свои доходы от продажи. (В 2018 году в Казахстане добыли 90,3 миллиона тонн нефти, 72,5 миллиона тонн, что эквивалентно 517 миллионам баррелей, экспортировали.)

Впрочем, аналитики отмечают, что высокосернистая сырая нефть становится чрезмерно дорогой для переработчиков, что снижает их доходы от переработки бензина. Так, по данным консалтинговой фирмы Oil Analytics Ltd, в последние дни маржа крекинга высокосернистой нефти на самых сложных американских нефтеперерабатывающих заводах в Мексиканском заливе упала примерно до 2,50 доллара за баррель по сравнению со средним пятилетним показателем в 12 долларов за баррель.

В результате крупнейший рынок переработки сырой нефти - американский - настроен на новую модернизацию производств. А точнее, на разработку таких технологий, которые бы могли удешевить сложнейшее производство, чтобы сэкономить деньги. Но процесс этот долгий и дорогостоящий. Тем временем велика вероятность повышения на рынке стоимости нефтепродуктов. Причем не всех, а лишь тех, которые изготавливаются из высокосернистой нефти, в первую очередь - дизтоплива.

Казахстан мог бы и здесь заработать, если бы вовремя смог предугадать такое положение дел на рынке. Но, как ранее заявлял министр энергетики Канат Бозумбаев, в марте этого года наша страна выходит на международные рынки с экспортом бензина, мазута и авиакеросина. Дизтопливо в число экспортных товаров не включили.

Источник: oil-gas.kz


Наши цены

АЗС

БЕНЗИН 200 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 295 тг/литр

Нефтебаза

БЕНЗИН 187 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 345 тг/литр
Наши цены

ТОО «Бертыс-Мунай» имеет железнодорожный тупик, оборудованный сливной эстакадой верхнего и нижнего слива на 6 ж/д цистерн, системой насосов и технологических трубопроводов

Резервуарный парк для хранения осветленных нефтепродуктов имеет в своём составе:

  • РВС-2000 — 2 шт.
  • РВС-1000 — 4 шт.
  • РГС-75 — 16 шт.
  • Всего вместимость 9200 тонн

Наливная эстакада для заливки ГСМ в бензовозы любых марок и вместительности. Заливка трех видов топлива одновременно. Установлена автоматическая система налива на все виды топлива.

Нефтебаза расположена в 5-ти км от города Балхаш и в 2-х км от трассы Астана - Алматы. Имеется подъезд по дороге с твердым покрытием.

Услуги
15 апреля 2024, понедельник
Почти на 15% дорожает нефть за I квартал 2024 года
подробнее...
5 апреля 2024, пятница
Нефтяной рынок на перепутье: ОПЕК+, ФРС и геополитика
подробнее...
24 марта 2024, воскресенье
Минэнерго РК предлагает запретить на полгода вывоз сжиженного нефтяного газа, пропана и бутана
подробнее...
16 марта 2024, суббота
В Казахстане готовят реформу налогообложения нефтяных компаний
подробнее...
9 марта 2024, суббота
Германия просит увеличить поставки нефти из Казахстана до 2 млн тонн
подробнее...
Новости
Адрес: 100304 Казахстан
г. Балхаш,
ул Агыбай-Батыра 99/1
ТОО «Бертыс-Мунай»
Телефон/Факс: +7(71036)70366
Сот.:
+77772233000
+77770730003
E-mail: bertys-mynai@mail.ru
Отгрузочные реквизиты: Ст. Балхаш-1 Сары-Аркинской ж/д
Код станции: 677506
Ж/д код: 8352, ж/д тупик №56
Код ОКПО: 39406818
Банковские реквизиты: ТОО «Бертыс- Мунай»
БИН: 201240002816
ИИК: KZ846017091000036401
АО «Народный Банк Казахстана»
БИК: HSBKKZKX
КБЕ 17
Свидетельство по НДС серия 30001
№ 1013078 выдано 08.12.2020 г.


Контакты