Казахстан увеличит экспорт нефти через Азербайджан

22 мая 2017
Казахстан планирует увеличить объем транспортировки нефти через Азербайджан для увеличения загрузки Батумского терминала на Черном море, сообщили в «КазТрансОйл».

Сейчас ведутся работы по увеличению транспортировки нефти железным транспортом через территорию Азербайджана, что позволит обеспечить дальнейшую загрузку Батумского нефтетерминала, он способен переваливать до 22 видов нефти и нефтепродуктов.

По данным Минэнерго, объем перевалки нефти и нефтепродуктов через Батумский нефтетерминал в 2015 году составил около 3,4 млн тонн, включая 2 млн тонн нефти и 1,4 млн тонн нефтепродуктов, в 2016 году перевалка казахстанской нефти и нефтепродуктов через терминал не осуществлялась.

Однако теперь Казахстан возобновил экспорт нефти через Азербайджан. За текущий период 2017 года по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан было экспортировано 90 тыс. тонн казахстанской нефти, сообщило Минэнерго.

В целях дальнейшей загрузки Батумского нефтяного терминала на постоянной основе проводится соответствующая работа со всеми участниками транспортного коридора, в том числе с азербайджанской стороной и потенциальными грузоотправителями, пояснили в ведомстве.

Министерство энергетики РК также считает, что приватизация порта Актау не отразится на перспективах транспортировки казахстанской нефти через Азербайджан.

Как заметил эксперт в области энергобезопасности Эмин Гаппаров, еще в 1997 году Нурсултан Назарбаев говорил, что в энергетической сфере стоит важная задача построения сети новых маршрутов для экспорта нефти. Таким образом, Казахстан как страна, не имеющая прямого выхода к морю и в этом вопросе напрямую зависимая от России, делал ставку на диверсификацию поставок.

«Если брать российское направление, то Казахстан в основном использует трубопровод Атырау – Самара, поставки через Актау в Махачкалу, потом нефть идет по системе нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» в Новороссийск, и нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. Сегодня Казахстан при желании мог бы транспортировать большие объемы своей нефти именно через российские нефтепроводы, так как их пропускная способность позволяет прокачивать значительное количество казахстанской нефти, но республика весьма дальновидно, еще до событий в Крыму, начала активно развивать китайское и азербайджанское направления. Здесь главную роль сыграли прокладка нефтепроводов Атасу – Алашанькоу и введение в эксплуатацию нефтепровода Кенкияк – Кумколь. К тому же не случайно Казахстан сделал ставку на создание Казахстанской каспийской системы транспортировки путем строительства нефтепроводов Ескене – Курык и через Транскаспийскую систему.

В перспективе зависимость от России, конечно, может быть заметно снижена. Другое дело, если речь пойдет о более существенных объемах добычи нефти, то полностью забрасывать российское направление Казахстан не может. Именно поэтому он в свое время активно участвовал в модернизации Каспийского трубопроводного консорциума. Если же говорить о текущем моменте, то сразу взять и перенаправить всю нефть через БТД или Атасу – Алашенькоу –невыполнимая задача», – отметил Гаппаров.

Проект Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти активно обсуждался в 2007–2009 годах.

Предполагалось, что ККСТ будет состоять из нефтепровода Ескене – Курык на территории Казахстана и Транскаспийской системы, включающей нефтеналивной терминал в порту Курык на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, нефтесливной терминал на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до трубопроводной системы Баку – Тбилиси – Джейхан.

Далее нефть должна была транспортироваться на международные рынки посредством нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан или других нефтетранспортных систем, расположенных на территории Азербайджана, Грузии и Турции.

Отметим, что еще в октябре 2016 года поступала информация, что Казахстан и Азербайджан планируют проложить нефтепровод Ескене – Курык – Баку протяженностью 739 км и мощностью до 56 млн тонн. Тогда министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев заметил, что Казахстан обладает огромными доказанными запасами углеводородов, которые составляют 5,5 млрд тонн нефти и 3 трлн куб. м газа.

«Это позволяет Казахстану производить 33,6 млрд куб. м газа и 80 млн тонн нефти ежегодно, однако у страны, за исключением трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), нет гарантированно независимого, надежного и безопасного маршрута экспорта нефти. Возможности трубопроводов Тенгиз – Новороссийск, Атырау – Самара, Атасу – Алашанькоу и маршрут Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) недостаточны для того, чтобы обеспечить растущий экспортный потенциал», – сообщил министр.

Учитывая пропускную способность этих маршрутов и объемы экспорта, которые планируется достичь, официальная Астана сконцентрировала свое внимание на Казахстанской каспийской системе транспортировки, заметили азербайджанские эксперты (ККСТ).

«Согласно ККСТ, планируется строительство нефтепровода Ескене – Курык – Баку протяженностью 739 километров. Строительство этого трубопровода даст Казахстану возможность экспортировать свою нефть в порты Грузии и Турции. На начальном этапе мощность нового трубопровода составит 23–25 млн тонн нефти в год с возможностью расширения в будущем до 56 млн тонн», – сказал Натиг Алиев.

Технико-экономическое обоснование нефтепровода Ескене – Курык предусматривает строительство нефтеперекачивающей станции на месторождении Тенгиз, магистрального нефтепровода Тенгиз – Опорный – Узень – Актау, нефтяного терминала и нового порта в Курыке, а также реконструкцию и расширение порта Актау. Как отмечается, ККСТ должна обеспечить экспорт казахстанской нефти в основном с месторождения Кашаган через Каспийское море, по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан и другие нефтетранспортные системы как на территории Азербайджана, так и других транзитных стран на международные рынки.

Марат ЕЛЕМЕСОВ, Алматы
Источник: liter.kz


Наши цены

АЗС

БЕНЗИН 200 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 295 тг/литр

Нефтебаза

БЕНЗИН 187 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 345 тг/литр
Наши цены

ТОО «Бертыс-Мунай» имеет железнодорожный тупик, оборудованный сливной эстакадой верхнего и нижнего слива на 6 ж/д цистерн, системой насосов и технологических трубопроводов

Резервуарный парк для хранения осветленных нефтепродуктов имеет в своём составе:

  • РВС-2000 — 2 шт.
  • РВС-1000 — 4 шт.
  • РГС-75 — 16 шт.
  • Всего вместимость 9200 тонн

Наливная эстакада для заливки ГСМ в бензовозы любых марок и вместительности. Заливка трех видов топлива одновременно. Установлена автоматическая система налива на все виды топлива.

Нефтебаза расположена в 5-ти км от города Балхаш и в 2-х км от трассы Астана - Алматы. Имеется подъезд по дороге с твердым покрытием.

Услуги
24 марта 2024, воскресенье
Минэнерго РК предлагает запретить на полгода вывоз сжиженного нефтяного газа, пропана и бутана
подробнее...
16 марта 2024, суббота
В Казахстане готовят реформу налогообложения нефтяных компаний
подробнее...
9 марта 2024, суббота
Германия просит увеличить поставки нефти из Казахстана до 2 млн тонн
подробнее...
29 февраля 2024, четверг
Почему нефть торгуется вблизи максимума с начала 2024 года?
подробнее...
18 февраля 2024, воскресенье
Минэнерго РК намерено установить новую единую цену на дизтопливо
подробнее...
Новости
Адрес: 100304 Казахстан
г. Балхаш,
ул Агыбай-Батыра 99/1
ТОО «Бертыс-Мунай»
Телефон/Факс: +7(71036)70366
Сот.:
+77772233000
+77770730003
E-mail: bertys-mynai@mail.ru
Отгрузочные реквизиты: Ст. Балхаш-1 Сары-Аркинской ж/д
Код станции: 677506
Ж/д код: 8352, ж/д тупик №56
Код ОКПО: 39406818
Банковские реквизиты: ТОО «Бертыс- Мунай»
БИН: 201240002816
ИИК: KZ846017091000036401
АО «Народный Банк Казахстана»
БИК: HSBKKZKX
КБЕ 17
Свидетельство по НДС серия 30001
№ 1013078 выдано 08.12.2020 г.


Контакты