Нужен ли Казахстану единый рынок нефти?

4 июля 2016

Во время недавней встречи министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова с населением глава МИД отметил, что создание единого рынка нефти и нефтепродуктов в странах Евразийского экономического союза, запланированное на 2025 год, может быть отменено. Это произойдет в том случае, если этот рынок не будет отвечать интересам входящих в ЕАЭС стран. Эксперты продолжают спорить о том, что может дать Казахстану единый рынок нефти и нефтепродуктов и выгоден ли он стране.

Как отметил Ерлан Идрисов, единый рынок нефти должен пойти на пользу экономикам всех государств ЕАЭС, и, чтобы достичь этой цели, еще есть достаточно времени. Однако если создание общего нефтяного рынка будет ущемлять интересы какой-либо страны ЕАЭС, этот процесс будет отложен, подчеркнул глава внешнеполитического ведомства.

Напомним, что ранее в Астане лидеры стран ЕАЭС достигли договоренности о создании к 2025 году общего рынка углеводородов. Тогда президент России Владимир Путин отметил, что единый рынок нефти и газа для стран Евразийского экономического союза сможет приносить до 9 млрд долларов в год.
«Мы делаем очередной шаг к созданию к 2025 году единого рынка углеводородов. Это даст совокупный эффект в газовой отрасли более одного миллиарда долларов, а в нефтяной – до восьми миллиардов долларов в год», – отметил тогда президент России.

Лекарство от девальваций

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов отметил, что разработка концепции единого рынка углеводородов шла достаточно сложно. На последнем заседании по межправительственным соглашениям в Ереване были серьезные разногласия, но их удалось урегулировать, подчеркнул в интервью СМИ российский чиновник.

Стоит отметить, что в докладе экспертов Института экономических стратегий ООН РАН «Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС» подчеркивается, что система рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС – это не только механизм управления оборотом какой-то товарной массы, но одновременно инструмент поддержания курса национальной валюты, объемов золотовалютных резервов и реализации социальных программ.

«Особенно важным преимуществом предлагаемого механизма является возможность противостоять скачкам цен на внешних по отношению к ЕАЭС, то есть мировых рынках. Эти скачки могут быть как случайными – сочетание факторов, так и намеренно организованными, в спекулятивных и/или геоэкономических целях», – подчеркивается в докладе.

Стоит отметить, что со стороны Беларуси прозвучало предложение установить цену нефти для поставок между странами – членами ЕАЭС не выше стоимости цены, рассчитанной на основе котировок международных ценовых агентств с вычетом затрат на поставки нефти вне Евразийского экономического союза и на экспортные пошлины. В свою очередь российское Министерство энергетики заявило, что категорически против такого подхода, потому что это может привести к прямому регулированию цен. К тому же аргументом российской стороны стал сам договор ЕАЭС, в котором отмечено, что цены на углеводороды должны быть основаны на рыночных принципах. Точно такой же позиции придерживается Казахстан. В Астане подчеркивают, что цены на нефть должны формироваться на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции. Дело в том, что Россия и Казахстан – страны, обладающие углеводородами и активно экспортирующие их, в то время как остальные государства ЕАЭС их импортируют. Поэтому единый рынок нефти по сути несет выгоды странам, не наделенным ресурсами, и несет риски для Казахстана и России.

Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян сообщил, что в соответствии с концепцией энергетические компании союзных стран получат недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров, смогут закупать нефть и нефтепродукты без количественных ограничений по рыночной цене без экспортных пошлин, которая будет формироваться в числе прочего на биржевых торгах.

Найти золотую середину

Бывший исполнительный директор ОЮЛ «KazEnergy», эксперт по энергетике Арман Кашкинбеков отметил, что в сложившейся вокруг единого рынка нефти ситуации каждая сторона права, так как она отстаивает свои национальные интересы. По его словам, выход представляется в применении законов рынка, тогда у нефтепродуктов из России и Казахстана есть возможность находить лучшие предложения как внутри ЕАЭС, так и вне его.

«Тем не менее мы знаем много примеров того, что в других нефтепроизводящих странах цены на нефтепродукты внутри страны гораздо ниже, чем у соседей без таковых углеводородных ресурсов. Это делается правительствами данных стран для стимулирования экономического роста, с целью снижения транспортных издержек. ЕАЭС в этом вопросе надо найти золотую середину, которая бы удовлетворила всех участников. Ведь есть внутристрановые квоты на поставку нефтепродуктов, можно теоретически расширить их применение на все страны союза, ведь его целью было и является создание единого экономического пространства», – подчеркнул Арман Кашкинбеков.

Нефтегазовый аналитик Олжас Байдильдинов заметил, что в любом случае и Казахстан, и Россия столкнутся со снижением добычи нефти в связи с истощением основных крупных месторождений. Нефтедобывающим компаниям в условиях снижения добычи и роста себестоимости производства, а расходы на добычу после прохождения пика добычи возрастают, будет необходимо увеличивать выручку, в том числе продавая нефть и нефтепродукты на внутренних рынках по мировым ценам, за вычетом налогов и расходов на транспортировку. Эксперт заметил, что переход к равнодоходным ценам в будущем – это не только требования ВТО и документов ЕАЭС, через некоторое время это станет объективной экономической необходимостью.

«Хотелось бы отметить, что модель рыночного регулирования цен уже частично запущена в РФ: нефтедобывающие компании обязаны продавать через Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу определённый процент от добываемой нефти на открытых торгах. Этот способ позволяет определить рыночный баланс спроса и предложения, а также выступает неким бенчмарком по нефти и нефтепродуктам на внутреннем рынке. В Казахстане такого пока нет. При переходе наших стран к равнодоходным ценам и свободному ценообразованию, вероятнее всего, российские торговые площадки будут основными в рамках ЕАЭС – это и технологический фактор, и большое количество участников, а также существенные объёмы торгов и поставок. Поэтому хочу подчеркнуть, создание единых рынков со свободным рыночным ценообразованием позволит нефте- и газодобывающим компаниям увеличить выручку, при этом цены на внутреннем рынке вырастут, что актуализирует вопрос о применении более энергоэффективных автомобилей, оборудования и прочего. Де-факто мы уже двигаемся в этом направлении: государство отказалось от регулирования цен на Аи-92, и сейчас планируется переход к рыночному ценообразованию на бензин Аи-80 и дизельное топливо», – сказал он.

По канонам рынка

По словам эксперта, пока не ясно, будут ли цены в Казахстане, России, Беларуси, Армении, Кыргызстане одинаковыми, однако он полагает, что нет. К этому времени страны ЕАЭС должны прийти к гармонизации налогового законодательства, внутренний контроль на границах для движения товаров будет практически снят, но следует учитывать фактор емкости рынка, подчеркнул он. Эксперт заметил, что товары и услуги, как правило, стремятся на те рынки и ниши, где большое количество платёжеспособных клиентов, где выше спрос. Соответственно, на этих рынках больше конкуренции и участников, а по канонам рыночной экономики это означает более гибкое предложение и цены. То есть в этом случае будет выигрывать Россия, и вполне возможен переток казахстанской нефти и нефтепродуктов на российский рынок. При этом и по нефти, и по газу нужно учитывать следующий фактор: территория и РФ, и РК огромна, и «балом правят» трубопроводы, по которым уже на многие годы вперёд есть законтрактованные объемы на экспорт в Европу и КНР. То есть создание единых рынков не означает, что вся нефть начнёт торговаться на биржах. Основной поток по-прежнему будет ориентирован на экспорт, рассказал эксперт.

«Весьма интересной выглядит идея создания эталонного сорта российской нефти на базе сорта Urals, контракты и фьючерсы на экспорт которого будут заключаться на российских торговых площадках, а не на европейских, как сейчас. Но это уже тема для следующего интересного прогноза. Что касается газа, здесь я более пессимистичен. Нефть и нефтепродукты легко транспортировать различными видами транспорта, а сеть нефтепроводов обширна. Газ – менее гибкий товар, его можно транспортировать только по газопроводам. К примеру, в РФ при достаточно успешной модели функционирования биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами объемы торгов газа незначительны. Кроме того, в России по-прежнему существует монополия «Газпрома» в плане транспортировки и экспорта. То есть мы можем увидеть какие-то элементы биржевой торговли и определения цен на газ, но полноценно функционирующий рынок газа маловероятен», – подчеркнул Олжас Байдильдинов.

Нефтегазовый аналитик, доктор университета регионоведения «Ханкук» из Южной Кореи Ровшан Ибрагимов заметил, что нефть – это такой продукт, который без проблем можно продавать на любой рынок, не делая особых усилий. В данном случае непонятно, зачем Казахстану нужно ограничивать себя какими-то обязанностями в пользу потребителей внутри ЕАЭС. К тому же рынки союзников сравнительно небольшие, и это с экономической точки зрения может быть нерентабельным, отметил он. Отказ частично или полностью от суверенитета в определении своей энергетической политики может носить лишь политический характер, что Казахстану не нужно, сказал эксперт. К тому же также невозможен союз в этой сфере между Казахстаном и Россией. Основным экспортом этих стран являются энергоресурсы, поэтому государства являются потенциальными конкурентами. А союзы возможны лишь между экономиками, которые являются дополняющими друг друга, убежден аналитик.

Директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов подчеркнул, что дело в том, что после создания ЕАЭС выяснилось, что страны-участники не готовы к конкуренции в рамках вновь созданного союза.

«Собственно, и внутренняя конкуренция в этих странах достаточно сильно ограничена. Теперь ищут формы эту конкуренцию развить. Получится ли из этого что-нибудь? Бог ведает! Но в любом случае обсуждать сейчас некие довольно смутные предложения еще преждевременно», – заключил Жарас Ахметов.

Марат Елемесов, Алматы

Источник: liter.kz


Наши цены

АЗС

БЕНЗИН 200 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 295 тг/литр

Нефтебаза

БЕНЗИН 187 тг/литр
ДИЗ ТОПЛИВО 345 тг/литр
Наши цены

ТОО «Бертыс-Мунай» имеет железнодорожный тупик, оборудованный сливной эстакадой верхнего и нижнего слива на 6 ж/д цистерн, системой насосов и технологических трубопроводов

Резервуарный парк для хранения осветленных нефтепродуктов имеет в своём составе:

  • РВС-2000 — 2 шт.
  • РВС-1000 — 4 шт.
  • РГС-75 — 16 шт.
  • Всего вместимость 9200 тонн

Наливная эстакада для заливки ГСМ в бензовозы любых марок и вместительности. Заливка трех видов топлива одновременно. Установлена автоматическая система налива на все виды топлива.

Нефтебаза расположена в 5-ти км от города Балхаш и в 2-х км от трассы Астана - Алматы. Имеется подъезд по дороге с твердым покрытием.

Услуги
15 апреля 2024, понедельник
Почти на 15% дорожает нефть за I квартал 2024 года
подробнее...
5 апреля 2024, пятница
Нефтяной рынок на перепутье: ОПЕК+, ФРС и геополитика
подробнее...
24 марта 2024, воскресенье
Минэнерго РК предлагает запретить на полгода вывоз сжиженного нефтяного газа, пропана и бутана
подробнее...
16 марта 2024, суббота
В Казахстане готовят реформу налогообложения нефтяных компаний
подробнее...
9 марта 2024, суббота
Германия просит увеличить поставки нефти из Казахстана до 2 млн тонн
подробнее...
Новости
Адрес: 100304 Казахстан
г. Балхаш,
ул Агыбай-Батыра 99/1
ТОО «Бертыс-Мунай»
Телефон/Факс: +7(71036)70366
Сот.:
+77772233000
+77770730003
E-mail: bertys-mynai@mail.ru
Отгрузочные реквизиты: Ст. Балхаш-1 Сары-Аркинской ж/д
Код станции: 677506
Ж/д код: 8352, ж/д тупик №56
Код ОКПО: 39406818
Банковские реквизиты: ТОО «Бертыс- Мунай»
БИН: 201240002816
ИИК: KZ846017091000036401
АО «Народный Банк Казахстана»
БИК: HSBKKZKX
КБЕ 17
Свидетельство по НДС серия 30001
№ 1013078 выдано 08.12.2020 г.


Контакты