Бензиновый регламент. Реализация и хранение нефтепродуктов по регионам Казахстана
Часть 3.Ценовые ориентиры
В каждой из стран ТС действует своя политика в сфере регулирования цен на ГСМ. К примеру, в Казахстане с весны 2010 года вводится запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, нацеленный на недопущение критического недостатка и роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Так, последнее постановление правительства от 28 декабря 2012 года №1694 «О введении временного запрета на вывоз легких дистиллятов и продуктов керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов» вступило в силу с 1 января 2013-го на срок 6 месяцев (оно не затронуло специальные бензины и печное бытовое топливо). Такой запрет планируется продлевать регулярно, вплоть до 2015 года, пока не завершится реконструкция всех трех казахстанских НПЗ, пока не способных обеспечить местный рынок качественными ГСМ.
В октябре 2012 года в связи с изменением значений котировок на нефть марки Brent с $104,09 за баррель в июне до $114,8 за баррель в сентябре Агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) повысило предельные розничные цены на ГСМ: на дизтопливо – до 94 тенге за литр, Аи-80 - 89 тенге за литр, Аи - 92 - 110 тенге за литр с учетом НДС. По данным статагентства, в декабре по сравнению с ноябрем 2012-го произошло уменьшение цен на мазут на 3,3%, дизтопливо – на 3,1%, бензин – на 1,9%. А 6 марта текущего года АРЕМ установил новые предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов в Казахстане: отныне дизельное топливо стало стоить 102 тенге за литр; бензин марки Аи–80 - 89 тенге за литр; Аи–92 - 110 тенге за литр с учетом НДС. Данный приказ №76-ОД, подписанный главой АРЕМа, вступил в силу со дня его подписания.
В РФ потребительские цены на бензин в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросли на 7,6%, составив в декабре 28,87 рублей за литр ($0,96). В декабре относительно ноября цены снизились на 0,1%. Стоимость бензина марки А-76 в 2012 году выросла на 8,5% до 26,56 рублей за литр ($0,88) в декабре, А-92 подорожал на 7,1% до 28,06 рублей за литр ($0,93), А-95 – на 7,8% до 30,69 рублей за литр ($1,02) соответственно. Дизтопливо подорожало на 13,3% до 31,01 рублей за литр ($1,03) в декабре. В декабре 2012 года потребительские цены на бензин различных марок в среднем по России превышали цены производителей в 2-2,3 раза (в декабре 2011 года – в 1,9-2 раза). Российские антимонопольщики заверяют, что рост цен на бензин в РФ в настоящее время находится в пределах инфляции и контролируется ФАС. Между тем в январе глава Российского топливного союза Евгений Аркуша спрогнозировал, что рост цен на бензин в РФ будет продолжаться, что обусловлено рядом экономических факторов, но его цена, скорее всего, будет ниже, чем в странах Европы.
По данным на 11 января 2013 года уровень цен на нефтепродукты в Беларуси был ниже уровня цен в России на 14-20%. В начале года розничные цены на белорусские нефтепродукты выросли примерно на 5%. По информации концерна «Белнефтехим», пересмотр цен произведен в целях частичной компенсации увеличения на 20 процентов ставок акцизов на нефтепродукты в 2013 году, 4-кратного роста тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов по территории этой страны, а также в целях поэтапного сближения цен на товары в странах ТС. В феврале бензин Нормаль-80 на заправках уже стоил 7,2 тыс. белорусских рублей (около $0,83), бензин Аи-92 К3 - 7,3 тыс. рублей (около $0,85), бензин Аи-92 К5 - 7,4 тыс. рублей (около $0,86), бензин Аи-95 - 7,8 тыс. рублей (около $0,9). Дизтопливо теперь стоит 8 тыс. рублей (около $0,93), дизтопливо Евро-5 - 8,4 тыс. рублей (около $0,98), дизтопливо «Арктика» - 9,3 тыс. рублей (около $1,08).
Учитывая, что с 1 января 2012 года между странами ТС действует Единое экономическое пространство, представляющее единый рынок со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведением согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики, Казахстан, все еще зависящий от российского импорта нефтепродуктов, сегодня заявляет о необходимости устранения большой разницы в ценах на ГСМ между РФ и РК. «Надо определиться: у нас нет границы, нет таможни между Россией и Казахстаном, в этих условиях разрыв цен не может быть значительным. Иначе получается, что мы завозим нефтепродукты, которые компенсируем нефтью, и частично вывозится еще и дизтопливо. У нас получается тройной проигрыш», - сказал, в частности, С.Мынбаев на коллегии в министерстве этой зимой. - «К сожалению, в отдельные периоды разрыв цен был столь значительным, что наблюдался вывоз дизтоплива в Россию, что могло приводить и частично приводило, в частности, по Павлодару, по востоку к кратковременному дефициту».
Сегодня, по его словам, необходимо выстроить адекватную и реалистичную политику ценообразования на нефтепродукты в целях предотвращения возникновения этого дефицита.
Графики для иллюстрации обзора:
Производство и потребление бензина в Казахстане в перспективе (тыс. тонн)
Источник: данные Стратегического плана Министерства нефти и газа Республики Казахстан на 2011-2015 годы
Производство и потребление дизельного топлива в Казахстане в перспективе (тыс. тонн)
Источник: данные Стратегического плана Министерства нефти и газа Республики Казахстан на 2011-2015 годы
Производство и потребление авиакеросина в Казахстане в перспективе (тыс. тонн)
Источник: данные Стратегического плана Министерства нефти и газа Республики Казахстан на 2011-2015 годы
Производство и потребление мазута в Казахстане в перспективе (тыс. тонн)
Источник: munaigaz.kz